«Чайников» ограничат в правах, а остальным их добавят

ГИБДД готовит новые поправки в ПДД vosklik

Наши многострадальные Правила дорожного движения, меняющиеся едва ли не чаще, чем случается Новый год, опять скоро поменяются.

На сей раз инициатором выступила Госавтоинспекция, и объектом ее «посягательства» стали начинающие водители. Права их предлагают немного урезать. Цель, как обычно, благая, и поспорить с этим трудно: уменьшить аварийность на дорогах.

Не секрет, что начинающие водители очень часто становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. У ГИБДД на этот счет имеются статистические данные, возражать которым смысла нет.

Для начала напомним, кто же такой начинающий водитель. Этот тот, который имеет стаж менее двух лет. Здесь не нужно путать с начинающим водителем с точки зрения страховщиков, которые относят к таковым тех, у кого меньше трех лет стажа. Итак, ГИБДД в этот раз предлагает понизить максимально разрешенную скорость для них с 90 км/ч до 70, в том числе на автомагистралях, где позволено двигаться со скоростью 110 км/ч, а кое-где даже больше.

«Чайникам», как называют таких водителей в шоферской среде, запретят также буксировать другие транспортные средства (в том числе прицепы), а мотоциклистам — перевозить пассажиров.

Чтобы начинающий водитель был виден в «толпе» отныне он обязан будет повесить специальный опознавательный знак — черный восклицательный знак на желтом квадрате. Наклейка этого «восклика» на свое авто станет для них обязательной, а отсутствие такого знака будет считаться административным правонарушением и караться штрафом. Обязательными станут также и другие наклейки: «Автопоезд», «Шипы», если на машине установлены шипованные шины, «Перевозка детей» для автобусов, «Глухой водитель», «Учебное транспортное средство», «Ограничение скорости», «Опасный груз», «Крупногабаритный груз», «Длинномерное транспортное средство». В принципе, они и сейчас должны устанавливаться, просто никакой ответственности за их отсутствие Кодекс административных правонарушений не предусматривает. И, наконец-то, сделали обязательной установку особого знака «Тихоходное транспортное средство» — теперь другие водителя, видя такую наклейку на впередиплетущемся тракторе смогут смело его обгонять, не опасаясь кары ДПС (там, где это позволено Правилами, конечно).

А вот наклеивание знаков «Инвалид» и «Врач» по-прежнему остается добровольным, и за их отсутствие никакой кары не предполагается. Однако следует помнить, за отсутствие знака «Инвалид» не дает права даже инвалиду парковаться на специально отведенных для них местах.

Однако не только «кнут» приготовила ГИБДД. Есть в новых поправках и небольшой кусочек «пряника». Теперь будет снят, наконец, дурацкий запрет на движение мотоциклов по автомагистралям со скоростью 90 км/ч, перекочевавший в наши ПДД еще из прошлого века. Так что теперь они и там смогут мчаться с потоком легковых машин — на полностью законных основаниях.

Проект «гаишных» поправок в ПДД  долго изучался всеми заинтересованными, в том числе простыми водителями, будучи «вывешенным» для широкого обсуждения, и наконец подошел к завершающей стадии. Скоро он поступит в правительство для финального утверждения.

Однако не всё так гладко. Да, нововведения чайникам вряд ли понравятся. И двухлетний срок наверняка покажется слишком большим. Как ГИБДД собирается его отслеживать? Скорее всего, простым заглядыванием в водительское удостоверение. Но смысл-то всех этих ограничений не в том, чтобы ввести их, а в том, чтобы не позволить неопытным водителям лихачить на дороге. Получается, что после истечения двухлетнего срока — и не важно, ездил он это время или даже к машине не походил — все ограничения автоматически снимутся. Он выйдет на дорогу, будучи по сути «чайником», однако формально ему уже будет позволено все, что и остальным. И тогда — спасайся. Кто может!

Нет механизма отслеживания реального стажа. А быть он должен! На мой взгляд, достаточно простым способом этого отслеживания было бы предъявление полиса обязательного страхования гражданской ответственности с вписанным в него именем «чайника». Два года был и полисе ОСАГО персонально — можно считать, что ездил и стаж заработал честно.

Теперь по видам ограничений. Мне кажется, что введения двухлетнего запрета на буксировку и перевозку пассажиров мотоциклистами — слишком большой срок. За год реальной езды любой водитель научится уже «рулить» более-менее безопасно. Не стоит забыть, что буксировка — маневр крайне редкий, научиться ей за пару лет после автошколы практически невозможно. Некоторые и за 10 лет стажа не умеют толком это делать. Однако следует помнить, что мера эта не только редка, но и вынужденная. Если кто-то где-то поломается его нужно доставить до дома или сервиса. Страна наша слишком велика, и далеко не везде возможно вызвать техничку или эвакуатор. Получается, что даже в этом случае, вдалеке от цивилизации начинающий водитель не будет иметь права отбуксировать сломавшегося!

У мотоциклистов — особая категория. Законодатель забыл, что в небольших городах и сельской местности мотоциклы, чаще простые и дешевые, используются не только для ночной езды по клубам. Их часто покупают подросткам, чтобы возить своих братьев, сестер, а то и родителей в школу или на работу. А теперь выходит, что человек, получивший права, не сможет отвозить своих ближайших родственников только потому, что не имеет опыта? Да, именно так! Хотя, как показывает практика, такие вот ездуны уже к 16 годам умеют очень многое, и уж ездить с пассажиром — тем более.

Да, ограничения нужны, но разумные. В случае с мотоциклистами, на мой взгляд, вполне можно бы ограничиться одним годом.

Но вводя одни ограничения для начинающих водителей ГИБДД почему-то совершенно не хочет сделать другие, лежащие прямо на поверхности. Давайте вспомним о некоторых громких трагедиях, когда девчонки-малолетки, только что получившие права, садились за руль свежеподаренных их «папиками» больших и мощных машин и, не в силах совладать с табуном в 200–300 «лошадей», просто врезались в автобусную остановку, раскатывая людей по асфальту. Мне кажется, для избежания таких вот чудовищных случаев будет правильным ограничить максимальную мощность или объем двигателя или массу автомобиля (а, возможно, и того, и другого, и третьего) какими-то определенными величинами. Например, мощность — 90 или 100 л.с., кубатуру — 1,5 или 1,6 л, снаряженную массу — 1,2 т. Пусть специалисты более точно определят эти предельные цифры. Главное, чтобы была суть: «чайник» не должен рулить большой мощной машиной!

Для автомобилистов тоже должна быть какая-то своя первая ступень в постижении автомобиля. Ну, как для мотоциклиста подкатегория «А1». У нас она введена не так давно, а Европа ее практикует уже многие десятилетия. Как вы думаете, где лучше дела обстоят с аварийностью? То-то же!

Нет, я не говорю, что должна быть специальная подкатегория, типа «В2» (если уж «В1» отдали под квадрициклы) — в этом случае по нашему закону такому водителю придется по истечении двух лет заново учиться, уже на полноценную категорию «В», и снова экзамены сдавать. Это слишком накладно и затратно по времени. Пусть у начинающего, только что получившего права на автомобиль она также будет полноценной «А», только вот садиться за руль больших и мощных машин два года он не сможет.

Вячеслав ВАРЁНОВ

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

2 thoughts on “«Чайников» ограничат в правах, а остальным их добавят

Добавить комментарий для land_driver Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *