ТЕСТ
CFMOTO CF800-X8 ЕPS Terralander
Компания CFMOTO серьезно поработала над своей флагманской моделью квадроцикла Х8 Terralander, оборудовав его электроусилителем руля.
Китайские мотовездеходы, раньше кроме презрительно-насмешливого «фи», ничего не вызывавшие у людей бывалых, с каждым годом становятся все лучше и мощнее. Среди многочисленных фирм, их производящих, наметились и лидеры, к которым, безусловно, относится и CFMOTO, обновившая своего 800-кубового флагмана в классе ATV под названием Х8 Terralander.
Здесь, впрочем, как и в китайском автопроме. Еще недавно машины из Поднебесной ржавели и разваливались в пределах гарантийного срока, а сейчас многих детских болезней избежать им уже удалось. Если проводить аналогии между квадро- и автопромом дальше, то можно вспомнить тенденцию насыщения как автомобиля так и мотовездехода разными современными «примочками» и «фенечками». Кондиционеры и АБС на квадры пока не ставят, а усилители руля на них чувствуют себя уже вполне уверенно. Вслед за японцами и американцами оборудовать свои квадроциклы «легкими рулями» стали и наши юго-восточные соседи. Так, компания Zhejiang CFMOTO Power, продукция которой известна не только в России под маркой просто CFMOTO, модернизировала свой самый большой и мощный мотовездеход CF800-X8 Terralander, появившийся в продаже уже и в Европе.
«Жертва» прогресса
Модернизация оказалась настолько незаметной, что увидеть ее невооруженным глазом практически нереально. Например, изменилось расположение радиаторов системы охлаждения и масляного. Но самое главное — Terralander получил электрический усилитель руля (EPS). Нельзя сказать, что руль его без усилителя был слишком тяжелым. Мужчина средней комплекции при движении на заднем приводе легко с ним справлялся. Однако не надо забывать, что режим 2х4 для утилитарного квадра скорее исключение, чем норма. При включении полного привода руль заметно тяжелеет, а если еще и передний дифференциал заблокировать, тогда повернуть колеса в нужном направлении будет сложно даже качку-культуристу. Тяжесть поворота руля возрастает с понижением скорости, а режимы 4х4 и особенно 4х4 Lock как раз и используют на низких скоростях — при преодолении локальных препятствий. Здесь-то усилитель и нужен.
Можно вспомнить и еще пару ситуаций, когда есть необходимость в усилителе руля на квадроцикле. Например, при преодолении на высокой скорости сильно пересеченной местности. То есть когда имеется большая вероятность напороться хотя бы одним колесом на неожиданное препятствие в виде камня, пня или неширокой, но достаточно глубокой канавы (типа тракторной колеи). В этот момент колеса бьют по руля так, что неожидающий такого подвоха пилот просто не успевает среагировать и дает рулю под воздействием препятствия повернуться в сторону, что может грозить переворотом со всеми отягчающими последствиями.
Ну и последняя ситуация, когда усилитель на руле не будет лишним — это во время длительных поездок на квадре: в путешествии или в течение рабочего дня у себя на ферме или приусадебном хозяйстве, где Terralander, безусловно, будет добрым помощником. Безусилительный руль за несколько часов измотает пилота до состояния выжатого лимона. ЕPS жe поможет ему сохранить силы.
Очень старательный помощник
У модернизированного «Терралендера» в названии появились дополнительные три буквы, говорящие о том, что у него есть электроусилитель, так что теперь он именуется CFMOTO CF800-X8 ЕPS Terralander. А чтобы можно было наглядно сравнить с тем, что бывает без помощника, дилер «Формула 7» предоставил нам и безусилительный Terralander. В качестве той самой пресловутой печки, так сказать.
Были между этими двумя квадрами и другие различия, но обусловлены они не заводскими изменениями, а желанием дилера хорошо выступить в соревнованиях. Поэтому с новинки были сняты обе багажные штатные платформы, лебедка, вместо фар установлены небольшие светодиодные. Пассажирская часть двухместного сиденья и спинка демонтированы. Колеса усилены. Инженерная мысль поработала и над двигателем, немного изменив его мощностные характеристики чип-тюнингом. Однако электроусилитель остался штатным. Он, кстати, не регулируется. Никак.
С первых же метров движения на «Терралендере» с усилителем руля ловлю себя на том, что руль его очень легкий. Точнее, слишком легкий. И даже — неоправданно легкий. Его можно поворачивать буквально одним пальцем, двигаясь при этом со скоростью улитки. Весь мой опыт автомобилиста и квадроциклиста говорит о том, что руль не должен быть таким легким. Водитель должен ощущать связь между рулем и колесами, не глядя на них. Как в автомобиле. Это так называемая обратная связь. У опытных водителей такое общение протекает интуитивно, без визуального контроля. Глаза и мозг заняты другим.
Здесь же все это происходит настолько легко и просто, что пилот не верит своим ощущениям и начинает контролировать повороты колес визуально. Более того, нет у местного усилителя и так называемого прогрессивного действия, когда при увеличении скорости его воздействие снижается: из соображений безопасности руль на больших скоростях должен быть тяжелым. Квадр, конечно, не автомобиль, и на скоростях свыше сотни ездит редко (да и не каждый), но правило это распространяется и на него (тем более, что 106 км/ч CF800-X8 ЕPS Terralander идет — проверено лично).
Конечно, опытный водитель со временем привыкает и к такому усилителю. Но все же не следует забывать, что руль «Терралендера» настолько обманчив, что управлять им сможет и 10-летняя девчонка. Однако высокая мощность двигателя и большая масса самого квадроцикла при отсутствии опыта могут привести к трагедии.
Но есть, есть у новинки и приятные черты! Я специально носился по изрезанной прошлогодними колеями земле на больших скоростях, пересекая их под разными углами. Кочки, камни и острые края колей били по колесам коварно-неожиданно и с разной силой, но удерживать руль было совершенно не трудно, даже в те моменты, когда препятствия я не видел и удара не ожидал.
В режиме полного привода руль заметно тяжелеет, а при заблокированном переднем дифференциале поворачивать его становится уже трудновато. Жаль, что производитель не предусмотрел для этого электроусилителя разные режимы, которые водитель мог бы выбирать по своему усмотрению — в зависимости от дорожной обстановки. Наверно, это следующий этап.
Вдоволь нарезвившись на мотовездеходе с электрическим помощником, я пересел на CF800-X8 Terralander без EPS. Попробовал пройти ту же условную трассу, которую только что проходил на «Терралендере» с EPS.
Так вот: у меня это не получилось. Ни с первого раза, ни с пятого. Точнее, пройти-то я ее прошел, но на меньшей скорости. При этом устал значительно, а в повороты вписывался с большим трудом. Налетевшее на препятствие колесо через руль и напряженные руки било словно в голову — пришлось даже изменить посадку и хват руля. В двухгодичной давности тесте первого «Терралендера» я писал о том, что повороты он проходит уверенно, как утюг. Вот-вот, именно так! Как тяжелый утюг, он не желает выполнять слишком мелкие (на его взгляд) маневры. Но прямики и затяжные повороты проскакивает очень уверенно.
Несмотря на то, что CF800-X8 ЕPS Terralander на 17 кг тяжелее модели без усилителя, ощущение создается такое, что на самом деле наоборот.
Новый Terralander на 25 тыс. руб. дороже своего предшественника без усилителя руля. Стоит он этого или нет? Каждый решает для себя. Но отвечать на этот вопрос нужно только после сравнительного теста обоих.
Технические характеристики CFMOTO CF800-X8 ЕPS Terralander
Размеры | |
Длина, мм | 2310 |
Ширина, мм | 1180 |
Высота, мм | 1340 |
Колесная база, мм | 1490 |
Клиренс, мм | 275 |
Объем топливного бака, л | 23 |
Сухая масса, кг | 403 |
Двигатель | |
Тип двигателя | бензиновый, 4-тактный |
Расположение и кол-во цилиндров / рабочий объем, см3 | V2/799,6 |
Мощность, л.с. @ об/мин | 63 @ 6700 |
Крут. момент, Нм @ об/мин | 75 @ 6200 |
Система питания | инжектор Delphi EFI |
Система пуска | электростартер |
Cистема охлаждения | жидкостная, с системой охлаждения масла |
Трансмиссия | CVT/L-H-N-R-P |
Режимы работы | 2WD/4WD/4WD Lock |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, на двойных А-образных рычагах, ход 170 мм |
Задняя подвеска | независимая, на двойных H-образных рычагах, ход 225 мм |
Тормоза передние | гидравлические, дисковые, по 1 диску на колесо |
Тормоза задние | гидравлические, 1 диск на карданном валу |
Колеса передние / задние | АТ26х9-12” / АТ26х11-12“ |
Вячеслав ВАРЁНОВ,
фото Дмитрия ШУШПАНОВА
Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Н-дааа… Век живи — век учись! Некоторые моменты стали для меня открытием! Спасибо!