Годен ли?

Узнать, действительно ли ты можешь управлять автомобилем, можно не только в районной поликлинике

zastavka Разработки нынешних психологов, помноженные на возможности современных компьютеров,  дают удивительные результаты, о которых ранее вряд ли кто подозревал.

Любой водитель или даже тот, кто только хочет им стать, знает, что для получения водительского удостоверения нужно пройти медицинскую комиссию и получить справку о годности к управлению транспортным средством (далее — ТС) соответствующей категории.  Справка эта нужна и при замене ВУ, срок действия которого истек, на новое. Таким образом, раз в десть лет каждый из нас, если хочет на законных основаниях управлять автомобилем, мотоциклом или каким другим механическим ТС, должен проходить медкомиссию и получать заключение о годности.

Большинство из нас так и поступает, однако следует помнить, что водительские комиссии — сугубо коммерческие предприятия (даже если они и находятся в государственных поликлиниках), потому у них не никакого резона докапываться до истинного состояния претендента на права. Ведь если срежет одного, другого, а то и третьего кандидата, пусть даже заслуженно, то желающих обращаться в нее резко поубавится. Потому-то там и нет особо усердствующих врачей. Вся комиссия обычно состоит из кратких диалогов: «Болит? » — «Нет!» — «Здоров. Годен!»

Так что никакая медсправка не может утверждать, что водитель полностью здоров и может управлять автомобилем без риска покалечить себя или окружающих.

И потому будет не лишниgolovaм людям уже не молодым, особенно когда появились какие-то странные симптомы, провериться всерьез: а не опасно ли это? Среднестатистический врач из обычной районной поликлиники вряд ли поможет. Обращаться в коммерческую? Не факт, что сделают правильные выводы из проведенного исследования, хотя деньги возьмут немалые. Нужны врачи, специализирующиеся на водителях. Но таких еще поискать надо.

Однако практика подсказывает, что невыявляемые обычными врачами проблемы  водителей чаще всего носят не общемедицинский характер, а психологический. Умные люди это давно поняли и потому на кафедре психофизиологии факультета Психологии самого известного в нашей стране вуза — Московского государственного университета — всерьез занялись водительскими проблемами. (Здесь же, кстати, занимаются и исследованиями на полиграфе — «детекторе лжи».) Работают сами и общаются с иностранными коллегами, обмениваются опытом.  В итоге на кафедре появилось уникальное оборудование, которое позволяет не только выявлять отклонения, невидимые обычными врачами, но и избавляться от них. Мне удалось пройти через все эти «круги ада». Оказалось, что всё не так уж плохо (хотя, сказать по секрету, никаких проблем при управлении машиной ни я, ни кто-то другой у меня не замечал). В принципе, наука это и подтвердила.

Однако в ходе этого исследования меня больше удивил не результат его, а то, что если бы какие-то проблемы и были найдены, то их можно было бы исправить — без операций и даже медикаментов.

Итак, всё по порядку.

От адажио до престо

Сначала меня посадили за компьютер, который проверяет координацию движений всеми четырьмя конечностями. Вместо обычной «мышки» и клавиатуры мне дали пульт с множеством разноцветных пронумерованных кнопок и кнопочек. Были даже джойстики, но ими, как мне объяснили, тестируют вагоновожатых.  А чтобы ноги не застаивались под них тоже подсунули пульт с двумя педалями. Надо было в ответ на появление на экране различных значков наживать соответствующие кнопки на пульте или давить на нужные педали. Я напоминал волка, бегающего по курятнику за падающими яйцами. Медленный поначалу темп adagio начал постепенно превращаться в умеренный и сдержанный (пока) moderato, но не успел я и глазом моргнуть, как  он таки не сдержался и обратился скорым  allegro, за которым я еще поспевал. Но когда allegro начал приобретать черты presto, мне было его уже не догнать. Да, забыл сказать: реагировать надо было не только на появление на экране всевозможных цветных символов, но и на звуки различной высоты. В общем, я в полной мере ощутил себя музыкантом за клавиатурой настоящего церковного органа. Только вот клавиши его были расположены не в музыкальном порядке, а разбросаны по всему пульту в самом что ни на есть произвольном. organist

Когда сеанс был закончен сотрудник кафедры по зафиксированным компьютером результатам проанализировал мои действия и сказал, что не всё еще потеряно. Но  даже если бы результаты были совсем плохие, то и в этом случае на помощь бы пришел компьютер. Несколько сеансов — и реакция водителя значительно бы улучшилась.

Венский, но не вальс и не штрудель

Затем мне предложили узнать, насколько я рисковый водитель. То есть, насколько склонен к лихости и созданию острых ситуаций на дороге. Эта проверка называется Венский тест, и разрабатывали ее, как логично следует из названия, в австрийской столице. venskij-test

На экране демонстрируется дорожная ситуация, где нужно проехать нерегулируемый пешеходный перекресток, совершить обгон, поворот или выезд на дорогу (обычно главную). Но все ситуации осложнены: обгон — приближением к месту, где не видно встречных, перекрестки — движущимися к ним транспортными средствами, пешеходные переходы — подходящими пешеходами. А тестируемый, который по замыслу разработчиков является водителем, должен обозначить момент, после которого он уже не станет совершать маневр. В конце компьютер анализирует действия водителя и выдает вердикт об опасности или неопасности такого вождения.

Оказалось, что я вожу как неопасный водитель, но на грани — по верхней границе.

Поля, которые не пашут

Следующим была проверка того, как я вижу. Нет, не дальнозоркости-близорукости всем известной таблицей с буквами «Ш, Б, М, Н, К…», а бокового зрения, особенно нужного водителям в условиях мегаполиса. Его еще называют угловым зрением или полями зрения. Оно определяется углом, при котором водитель еще может замечать, что происходит по бокам от него, когда он смотрит прямо. polya

Тестируемого усаживают перед монитором, от которого в обе стороны отходят две огоньками утыканные дуги, на определенном расстоянии. На мониторе начинается какое-то действо, за которым «кролик» внимательно следит. А в это время на боковых дугах периодически появляются огоньки, заметив которые водитель должен наживать определенные кнопки — в зависимости от того, справа они или слева. Чем дальше они загораются от центра, тем больше угол бокового зрения у водителя, если он их заметил. Время реакции фиксируется. После сеанса компьютер выдает результат, где показано, каковы истинные поля зрения у испытуемого. У меня, как выяснилось, с полями всё в порядке: они оказались даже чуть больше нормы.

Спокойствие, только спокойствие

А этот тест, пожалуй, самый сложный. Не потому, что водителю приходится что-то сложное делать, а сложный с точки зрения психофизиологии.

Испытуемого сажают перед монитором, обвешивают датчиками-электродами и надевают наушники. Включают музыку и на экране начинают показывать различные картинки — от очень приятных, расслабляющих до наоборот, весьма жестких. А музыка создает соответствующий фон. Датчики в это время фиксируют реакцию водителя на происходящее на экране, измеряя его пульс, кровяное давление и еще какие-то параметры, которые простому человеку, необремененному специальными медицинскими знаниями, ничего не скажут. Затем все тот же компьютер выдает вердикт о возбудимости водителя, о его способности держать себя в руках, не реагируя на внешние раздражители. Ведь, согласитесь, это свойство очень ценно за рулем.

Если все хорошо, то, как говорится, и слава Богу. Ну, а если нет? Тогда нужно это учесть и стараться самому держать себя в руках. Возможно, на какое-то время с рулем лучше расстаться. stress

Причины вспыльчивости бывают разные. Кто-то по жизни такой, а на кого-то повлияла ситуация в семье или проблемы на работе. Случается, что люди после недавней аварии начинают бояться садиться за руль. Хорошо, если это со временем проходит. Но ведь бывает так, что после таких вот неприятностей человек словно получает запрет «сверху» на управление автомобилем, словно его кто-то сглазил.

Проблема на самом деле кроется глубоко в психике. И разрешить ее помогают восстановительные сеансы, которые можно назвать тренингами, проведенные перед тем же самым компьютером. Кому-то бывает достаточно 3–4, а кому-то понадобится и 10. Но «сглаз» этот снимается, возбуждение нормализуется и человек возвращается к нормальной водительской жизни.

А кому нужно это?

Ну вот, если коротко, то, чем психофизиология может помочь водителям сегодня.

Она готова. Но готовы ли мы? Не секрет, что визиты к врачам, сферой интересов которых является голова, у нас не популярны. Психолога часто путают с психиатром, а слово «психотерапевт» вообще некоторыми может быть расценено как оскорбительное. Поэтому ни о каком массовом применении вышеописанных методик речи быть не может. Однако в индивидуально порядке в случае необходимости всегда можно обратиться. Кроме того, следует помнить, что эти компьютеры не только диагностируют, но и, в принципе, могут лечить. Например, повышенное давление или слишком высокий пульс. И все это — без медикаментозного и уж тем более операционного вмешательства!

Призвать на помощь науку также есть смысл руководителям автопредприятий. Например, для периодической проверки состояния своих шоферов. Особенно тех, кто перевозит людей. Или если нужно выбрать несколько человек для каких-то особо важных заданий. Прямой интерес выбрать достойного и спокойного водителя у главы состоятельного семейства, подыскивающего персонального водителя для себя или своих самых близких родственников.

Автошколы могут уже на начальном этапе проверять, насколько вообще человек склонен к управлению автомобилем. И если выявится какое-то противопоказание, его можно будет выправить в самом начале, а не переучиваться потом.

Методом нейродиагностики здесь определяют уровень стресса, внимательность и реакцию, а это важные качества работников многих профессий. А также психофизиологические показатели человека — методом биологической обратной связи. Периодические проверки и, в случае необходимости, тренинги повышают стрессоустойчивость и развивают профессиональные качества сотрудников, работа которых связана с большой ответственностью и в то же время очень рутинна. У водителей автобусов, троллейбусов, трамваев – повышение внимательность и реакции. А авиадиспетчерам далеко не лишним будет перед заступлением на смену измерить уровень стресса.

Вячеслав ВАРЁНОВ,

фото Людмилы ДМИТРИЕВОЙ

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

2 thoughts on “Годен ли?

  1. Интересный обзор! Новшества часто встречают с настороженностью. Собственно оборудование может показать, беспристрастно, есть ли проблемы. Мудрый человек, руководитель, начнет их решать.

    Любого человека можно научить рисовать, водить машину, главное время и желание. И нужно понимать, что качество, может меняться со временем и в зависимости от обстоятельств, внешних факторов.

    К результатам нужно относиться «по-взрослому». А я могу лучше? А что если потренироваться? Живем для себя)

  2. Да, справки в платных поликлиниках дают очень быстро и всем подряд. Даже если и получил такую справку, хотя бы сам для себя должен понять, где твои слабые места. Необязательно о них всем рассказывать, но знать о них надо обязательно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *