Мотодрайв по Золотой Орде

Заставка

В Европе, оказывается, тоже есть пустыни. Ближайшая находится к северу от Каспия. Она манила давно из-за возможности бюджетно окунуться в совершенно иной мир, где зыбучие пески и верблюды, змеи, суслики и скарабеи, а люди в песках живут так же, как и сотни лет назад, когда мимо проходили нескончаемые караваны из городов Золотой Орды. Огромная территория, называемая Песками Прикаспийской низменности (часть — Рын-песками), лежит на юге России в Астраханской области и, большей частью, в Казахстане.

IMG_2827+
             Рын-пески — самая настоящая пустыня

Помимо пустынной экзотики и древней инфраструктуры на этих пустынных землях расположилось два действующих ракетных полигона (Ашулук и Теректа), и два заброшенных — атомный (Азгир) и ракетный Сасыктау. Кстати, экзотические кадры моего любимого фильма «Кин-дза-дза» снимали именно здесь. 

Уже два десятилетия мотоциклисты — любители экстрима, а также знатной рыбалки на берегу рукава Ахтубы — в первую половину сентября собираются на условленном месте. Группами делают «прохваты» в пески на одну-две сотни километров (насколько позволят запасы бензины), в перерывах отдыхают и рыбачат. Изначально акция под названием «Караван» поддерживалась журналом «Мото», испытывали разные модели мототехники, от простейших мопедов и скутеров до серьезных кроссачей и квадриков, всего таковых набралось под сотню моделей. Первые годы собирались в группы и ехали одним маршрутом, каждый год разным, на 3-5 дней. Но такие поездки требовали подготовки, а многокилограммовый скарб гасил спортивные потуги водителей. Поэтому вскоре всё свелось к выездам налегке на кроссачах или эндуро, насколько позволит бензин в баке. Однако мечта проехать древними караванными путями с запада на восток, от Волги до Урала-реки не оставляла. И вот в 2016 всё сложилось — мотоциклы, подобающая экипировка и единомышленники. Осталось пересечь границу Казахстана…

Закат

Фантастические закаты на реке Кигач

IMG_3855+IMG_3854+

 В базовом лагере на берегу Кигача

 Мотоэкстрим и рыбалка – вот чем манит «Караван» уже два десятка лет

 

животные

Непривычный для жителей средних широт животный мир

 

Рекогносцировка

Порыбачив несколько дней в базовом лагере на берегу Кигача (46°39’33.7″N 48°22’42.9″E , это в 7 км выше по течению от села Малый Арал) и приевшись рыбой, потянуло на «подвиги». Этим словом я называю необдуманную поездку в Казахстан без надлежащего оформления. Граница проходит километрах в 10 от базового лагеря (собственно, и сам лагерь расположен в погранзоне, и формально требуется оформлять своё там нахождение), а для законного прохождения границы через пункт пропуска «Котяевка» нужно проехать 61 км. В былые годы границы как таковой не было, и много раз ездили, как и местные жители, кто-куда захочет. Но год назад границу промаркировали и даже оформили КСП (контрольно-следовую полосу).

После однодневной поездки стало ясно: чтобы ехать в Казахстан далеко и не чувствовать себя нарушителем госграницы, и не прятаться от людей, надо всё законно оформлять. IMG_3867+

Граница теперь маркирована, есть и КСП  

IMG_3881+

Привет с полигона Ашулук залетел

 IMG_3889+

Краснокнижные сайгаки здесь в безопасности

Через брошенные земли

Отправились вдвоём с Алексеем Фивейским из Питера в субботу — оказалось, что день выбрали не лучшим образом. Во-первых, главный банк в райцентре Красный Яр, где мы собирались обменять валюту, был закрыт на отдых, а, во-вторых, красноярцы караванами машин двигались к госгранице, где собралась длиннющая очередь. Хотя, длина очереди — не главный показатель, главный же — число полос и скорость обслуживания. И то, и другое было на минимуме. Тут мы реализовали преимущества мотоциклов — просочились вперёд, Алексей улыбнулся девушке за рулем «Ларгуса», и та пропустила нас вперёд. Часа три сэкономили. Казахская сторона сработала чётко, и минут через 10 мы въехали на территорию другого государства. Две проблемы — обмен валюты и местное ОСАГО решили за полчаса. С валютой так: обменников не видно, всюду висят плакаты с уведомлением, что продажа валюты с рук строго запрещена, но тут же крутятся тётки с пухлыми сумками на поясе и закрытыми лицами, бойко предлагающие обмен. Курс у всех один — пять тенге за рубль, что, в общем-то, близко к официальному (кстати, по крайней мере, за последние 10 лет он почти не изменился). ОСАГО сделали в какой-то будке, похожей на конуру. Казах, с виду крайне далёкий от компьютера, бойко одним пальцем что-то набивал, одновременно торгуясь. Мотоциклы он страховал впервые, и расценки оказались очень не выгодные: за минимальные полгода взяли столько же, сколько я плачу в Москве за машину за год. Хотя в Интернете пугали, что злобные казахские гаишники обязательно проверят страховку, у нас за всё время пути на них никто не посмотрел.

По трассе А-27 бывшего союзного значения Астрахань – Гурьев (ныне Атырау) я в последний раз ездил ещё при СССР в 1989 году. Тогда это была пустынная, без инфраструктуры, дорога с шикарным асфальтом. Сейчас жизнь кругом кипит, машин и фур изрядное количество, а вот асфальт, похоже, остался прежним. Но заметно состарился: с тех пор его не меняли. Из-за жаркого климата он плывёт волнами, высота иногда доходит до полуметра, и поэтому «максималка» редко превышает 60 км/ч. Поток плывёт, извиваясь между волнами и ямами, обгонов немного. Показательно, что автобусы по трассе не ходят, не увидели мы и ни одного мотоцикла или мопеда. Местный автопарк составляют в основном «Ларгусы», меньше «Приор» и «Патриотов», почти все — цвета солнца в пустыне (белые) и с внушительными багажниками на крыше. IMG_2782+

Новый мавзолей Букей-хана, спонсированный президентом Казахстана Назарбаевым,      недавно открыли в Малом Арале

IMG_8338+

Последняя закупка на российской земле

IMG_8409+

А вот и «казахский асфальт», автобусы по таким дорогам не проходят

Нам сейчас ехать по трассе немного — 40 км до села Ганюшкино. Это известное древнее поселение на островах дельты Волги, на окраине которого колоритное кладбище. Когда-то захудалый посёлок на союзной трассе стал как город, современно оформленный и бурлящий восточней жизнью; райцентр, статус села сохранился, но население уже превысило 13 тыс. человек. На окраине Ганюшкина — АЗС, здесь залили полные баки и дополнительные ёмкости, т.к. впереди пустыня и более 300 км по пескам и такырам. Любопытно, что бензин трёх видов: уже забытый в России А-76, А-92 Казахский и А-92 Российский. 95-го ни здесь, ни позже на других АЗС в Казахстане не встречали. Ещё один повод для размышления – А-92 Российский при переводе на наши деньги стоил 25 руб./л, в то время как у нас была цена 33–34 руб./л. Вот такая вот загогулина… IMG_8415+

Старинное кладбище на подъезде к с.Ганюшкино

IMG_8342+

Вполне современная АЗС, цена 92-го – 25 рублей за литр

Каз.АЗС

Большинство АЗС не менялись десятилетия. Но когда заправок мало, то сгодится и такая

Поворот налево с трассы А-27 без указателей, помогли заранее выписанные координаты GPS (46°39’11.8″N 49°22’46.8″E). Здесь началась единственная и  самая наезженная через пустыню дорога — около 300 км, она идёт сначала строго на север, потом загибается на запад и выходит к российскому городу Харабали, что на Ахтубе. Но не спешите сворачивать — проходима она на машинах классом не ниже, чем «Нива» и УАЗ.

Пара слов об ориентировании. Если на дорогах асфальтированных (точнее — с остатками асфальта) кое-где установлены километровые столбы и указатели, то на просёлочных их нет, к тому же спросить не у кого: на десятки км ни души, а если кто и встретится, то по-русски как правило не понимает. Карт нет, а если и можно найти генштабовские времён СССР, то толка от них сейчас уже мало. Поэтому я загодя подготовил карту, точнее, кроки маршрута, используя скриншоты спутникового изображения и нанеся на них координаты всех характерных точек — развилок, строений, мостов и т.д.

Комбинация

 Дорожные указатели разнообразны, но понятны только своим

Следы оформленного дорожного полотна закончились километров через 30, и начались разбитые песчаные колеи. Но для меня это не было неожиданностью — в разное время ездил здесь, поэтому и сейчас рискнул поехать на обычном дорожном мотоцикле из Китая мощностью 14 л.с. при кубатуре 150 см3. Мой спутник Алексей имел машину посерьёзнее — эндуро (тоже китайский) «о 200 кубах» и с табуном 16 «лошадей».

Свернули вправо с «Казахского Автобана» и разбили лагерь. Одним из «плюсов» путешествий по пустыне является то, что не надо заморачиваться  поиском подходящего места: везде одно и то же.  Ни в этот день после трассы А-27, ни в последующий не встретили ни одной машины и ни одного человека. IMG_8343+

«Казахский Автобан» пересекает пустыню и километров через 250 выходит к российскому городу Харабали

IMG_8350+

 

 

По дороге

встречается

много

старых

могил.

Иногда

даже

девятнадцатого

века!

 

 

 

 

 

IMG_8347+

Первая ночёвка в пустыне, хороших мест – навалом

 Полдня ехали по малонаезженной колее, в одном месте на свежие следы уазика наложились ещё более свежие следы волка. Выехали к солончакам, это место на карте обозначено как Сасыктау, здесь сохранились остатки ракетного полигона. Судя по останкам техники — кузова ЗиЛ-157 и ламповые пульты управления — полигон существовал в 70-х. От полигона повернули на восток и заночевали.

разные дороги

Местные дороги разные, по некоторым ездят редко, по другим совсем не ездят, но со спутника они всё равно просматриваются

 на полигоне Сасыктау 

На брошенном ракетном полигоне Сасыктау. Только руководство не последовало своему призыву – закончив работу, не убрало рабочее место

 пусковой бункер

Бункер, видимо, управления пуском ракет

На третий день пути стали встречаться стоянки пастухов. Жить стали лучше: если раньше стояли остовы мотоциклов и кабины «захаров» и «газонов», то теперь они редкость — сданы в металлолом. На каждой стоянке уазики и современные «Патриоты», предпочтительнее версии с грузовым кузовом. Для хозяйства широко используют верблюдов и, меньше, лошадей. Верблюды сильны и очень выносливы, а их медлительность обманчива. На ездовых верблюдах ловят и объезжают лошадей, участвуют в специальных скачках, которые регулярно устраиваются в больших сёлах. металлолом

Техника около стоянок пастухов

Верблюды

Верблюд – на все случаи жизни: на нём ездят, таскают тяжести, их доят и едят

В хозяйствах появились бензогенераторы, ветряки и солнечные батареи, стало доступно спутниковое ТВ, и через ту же сеть — телефон. В остальном осталось почти натуральное хозяйство: строения изготавливаются из подручных материалов (солома, навоз, глина). Во дворе печь-тандыр, на которой готовят, сжигая экологически чистое топливо — кизяк (по-нашему сушёное дерьмо), здесь же жердь для сушки мяса или одежды и стол для кухонной утвари. Иногда на столбе прибита пластиковая бутыль — это умывальник и душ.

тандыр

Вот такая «кухня» есть на каждой стоянке

Никогда не засорится канализация и мусоропровод — песков вокруг предостаточно. Дети не страдают отравлениями от посещений МакДональдсов или «БургерКингов». С пьянством тоже проблем не возникает, и даже не из-за мусульманский предубеждений: ближайшее сельпо может быть километров эдак за 150–200 по песку, не наездишься. А водку в запас, как известно, набрать в принципе невозможно. Поэтому если кто-то считает, что живет в России плохо, не хватает бытовой техники, не доволен необустроенным жилищем или одежда простовата, мой совет: поезжайте в Казахстан, его пустынную часть. После этого, вернувшись домой, в Россию, в самый последний Задрюпинск, уверен – вам будет хорошо, как в раю при коммунизме…

стоянки

Жилища делают из подручных материалов – кизяка, глины и тростника. А уж тем более «удобства» и хозпостройки

овцы & верблюды

Животные, ради которых живут в пустыне люди

 IMG_2988+++

Конверсия по-казахстански: поилка из футляра ракеты С-300

сакс и кизяк

Подручные саксаул и кизяк – и проблема отопления зимой решена

IMG_0693+1999_09 К-99 (55)++

 Детство

в «песочнице»

 

 

 

На одной стоянке нас пригласили «попить чаю», что на деле вылилось в полноценное застолье (правда, без спиртного). Оказывается, 12 сентября был священный мусульманский религиозный праздник Құрбан Айт, когда принять путешественника — хорошая примета. И нас «приняли» по-полной, так что мы еле доползли до мотоциклов. К вечеру пески, заставлявшие потеть и ехать в полном напряжении, кончились у селения Кызылуй, и стало как-то скучно. Начался такыр — глинистая пыльная равнина до горизонта, кое-где поросшая чахлой травой, и более ничего. Хотя в дождь здесь весело — размокшая глина делает это плато непроходимым даже на вездеходах. Заночевали у воды, однако она оказалась солёной, и только улучшала пейзаж. Всего по пескам проехали 290 км. IMG_8408+

Ночёвка с видом на воду, от которой толка мало – она солёная. До нормальной дороги еще около 40 км

Вот он, древний Сарайчик

Вдоль реки Урал идёт трасса Атырау – Уральск, здесь неподалёку от дороги поселение Сарайчик (Сарайшык по-казахски) — крупный город Золотой Орды, находился на торговом пути из Европы в Китай через Нижнее Поволжье и Хорезм. По предположению археологов, Сарай-Джук (так он назывался в древности) начал застраиваться еще до нашествия монголов, это VIII–X века нашей эры. Достиг расцвета после XIII века, когда его длина превышала несколько километров, а население достигало сотен тысяч жителей. По величине какое-то время его считали на Востоке вторым мегаполисом после Багдада. Жизнь в городе особенно оживилась в конце XIV века в правление хана Тохтамыша. Археологические исследования показывают, что кварталы снова застраиваются, денежное обращение активизируется и даже сам город чеканит собственные серебряную и медную монеты. Крупные здания, например караван-сарай, перестраиваются, и комнаты их превращаются в отдельные жилые помещения. Разрушили все это великолепие сначала в XVI в. казаки по приказу царя Ивана Грозного, а позже вода реки Урал, которая меняет русло и в паводки смывает до полутора тысяч квадратных метров площади городища. Мы проехали на мотоциклах к высокому берегу Урала. Сегодня осталась лишь малая часть городища, которую пока не смыла вода. 

Сарайчик

Сарайчик сегодня — тихое село, есть школа, подведён газ и водопровод

раскопки

Раскопки старого города

на реке Урал

 Символическое фото на берегу Урала

В новой части села построены современная мечеть и музей, но туда ты не попали ввиду продолжавшегося праздника.

Асфальтовый экстрим

Собственно, Сарайчик и был целью нашего блиц-похода. Доехав до него, мы осуществили недостигнутую ранее цель былых «Караванов».

Символически омыв сапоги в реке, тронулись в обратный путь, но уже по асфальту. Поправлюсь: по так называемому асфальту. Сначала до Атырау (бывш. Гурьев), а потом по трассе А-27 до знакомого уже погранперехода «Котяевка», без малого 500 км. Дальнобой по этой трассе не сложен технически, не то, что по песку, но вырабатывает определённые навыки. Это постоянное маневрирование при объезде ям и выпуклостей, терпение от езды со скоростью 40–50 км/ч, когда не можешь десяток км обогнать виляющую впереди фуру, и невосприимчивость к пыли от несущихся по обочине легковушек при объезде тех же фур. IMG_3968+

Окраина Атырау — оживлённое движение

IMG_0003+

 Встреча на трассе — привет из прошлого

В селениях замечаешь очень обустроенные школы со спортивными площадками. Частной торговли вдоль дороги нет, но встречаются столовые и магазинчики. Мотоциклов и автобусов нет вообще, гаишников хватает, но они, как правило, заняты ошкуриванием зарвавшихся водителей «Ларгусов», у которых высота багажа на крыше превышает высоту автомобиля.

В Ганюшкине заправились дешёвым бензином и поехали по старой прямой дороге — грузовикам, кстати, разрешено ехать только по ней. Она оказалась разбитой в дым, и скорость редко превышала 30 км/ч, и это на мотоциклах! Так что категорический совет: ехать к погранпереходу только по объездной дороге. IMG_3972+

Старая дорога Ганюшкино – Котяевка прямая, но о-о-очень разбитая. Зато проходит мимо исторического кладбища

Казахи быстро и чётко нас оформили, к российским погранцам подъехали первыми. Но радость была преждевременной: все люди куда-то скрылись (может быть на ужин), сзади собралась приличная очередь. Потом двое вышли, окинули взором собравшихся и стали о чём-то мило беседовать друг с другом. И лишь через полчаса соизволили начать приём.

И вот мы едем через ночь по Российской земле, в селениях свет, свежепокрашенные дома, витрины магазинов, прекрасный чистый асфальт, дорожные знаки, светоотражающая разметка — и возрадовалась душа: МЫ ДОМА!

 Иван КСЕНОФОНТОВ,

фото автора

ДЛЯ СПРАВКИ (закладка в кошелек, сентябрь 2016)

– курс валют (рубль : тенге)          1:5

– бензин А-92, 1 л                          125 тенге

– лагман, 1 порция                        500–600 тенге

– страховка мотоцикла (ОСАГО)  4000 тенге

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

2 thoughts on “Мотодрайв по Золотой Орде

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *