Бардак вокруг него лишь увеличивается, а таможня еще больше давит на граждан
С наступлением 2015 года таможенное оформление автомобилей и другой колесной техники, ввозимой в России, стало еще сложнее и дороже. Так фискальные органы отреагировали на обещание электронного правительства упрощать для граждан все бюрократические процедуры. Теперь при ввозе любого транспортного средства они требуют документы, о которых простые граждане никогда не слыхивали, — ОТТС или СБКТС.
ОТТС — это одобрение типа транспортного средства. Его выдают юридическим лицам при ввозе или производстве транспортных средств, которые попадают на российский рынок. Процедура его сложна, дорога и сводится по большому счету к полноценной сертификации всего семейства новой техники как такового. Но власти наши от всей души хотят запретить также ввоз и подержанных автомобилей. До них наконец дошло, что сертифицировать бывшие в употреблении транспортные средства противоречит всякой логике, потому и придумали для техники старше трех лет СБКТС — свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
С 1 января 2015 года в странах Таможенного союза, куда помимо России входят Беларусь и Казахстан, а теперь еще Киргизия и Армения, начал действовать принятый еще в 2011 году общий технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», пункт 8 раздела III которого «Правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию» называет документом, удостоверяющим соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение единичных транспортных средств, свидетельство о безопасности колесных транспортных средств.
Поскольку паспорта транспортных средств (ПТС) на ввозимые машины выдает таможня она, мол, и должна требовать СБКТС. Причем предоставлять это Свидетельство нужно не только при ввозе автомобилей, но и мотоциклов, и прицепов, и квадроциклов, и даже мопедов! Лишь бы конструктивная скорость была больше 25 км/ч. Под это дело в техрегламент ввели даже термин «единичное транспортное средство». Однако таможенники почему-то не учли, что ввозить единичное ТС может как физическое лицо, так и очень даже юридическое, и при этом совсем «забыли» о главном своем законе — Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС). А в кодексе этом п.2 ст.352 «Общие положения о перемещении товаров для личного пользования» однозначно говорит: «К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования». В переводе с таможенного языка на русский это означает, что нельзя с «физиков» спрашивать всякие разные сертификаты, свидетельства и прочие документы, которые подтверждают соответствие ввозимого товара (в том числе и транспортных средств) установленным в России техническим и экологическим нормам (в том числе и экологическим нормам Евро-5).
Об этом же говорит и п.3 ст.4 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Пункт 5 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (утвержденного решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 №294) конкретизирует, в каких случаях не требуется представление документов о соответствии:
а) при ввозе бывших в употреблении (эксплуатации) товаров;
б) ввозимых (ввезенных) физическими лицами для личного пользования.
Осознав, наконец, незаконность своих действий, таможенники начали заниматься словоблудием. Говорят: «А при таможенном оформлении мы с вас СБКТС и не спрашиваем! Мы берем пошлину и выпускаем вас со склада только при предъявлении платежки. СБКТС нужно только при оформлении ПТС». И делают вид, будто бы им невдомек, что таможенное оформление должно завершаться выдачей всех документов, без которых ввезенный товар не может свободно обращаться на территории страны ввоза. А без ПТС, как известно далеко не уедешь: ГИБДД на учет не поставит, а без номеров самый короткий путь только на штрафстоянку.
И утверждают при этом, что Положение о выдаче ПТС обязывает иметь ОТТС или СБКТС. Хотя на самом же деле п.60.9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного тем самым совместным приказом МВД, ФТС и Минпрома, допускает отсутствие сведений о наличии ОТТС или СБКТС в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования.
Как будто купил костюм за бугром, заплатил пошлину, а носить не разрешают. Или — только дома. Пока экосерт не покажешьJ
В итоге споры граждан с таможней дошли до суда. В прошлом году в различных регионах России прошло несколько разбирательств, в большинстве которых победили граждане: суд признал действия таможни по отказу выдать ПТС по причине отсутствия СБКТС незаконными и обязал выдать ПТС на ввезенные автомобили. Причина: Техрегламент, на который ссылается таможня, являясь, безусловно, международным договором, не ратифицирован российским парламентом и не опубликован, вопреки требованию п.3 ст.15 Конституции РФ, для всеобщего ознакомления в Бюллетене международных договоров и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
К тому времени и сама ФТС поняла, что нажала слишком круто, и выпустила письмо, где витиеватым языком, очень характерным для этого фискального органа, разъяснила, что требовать СБКТС с граждан не нужно. А институт НАМИ, на который таможня всегда ссылается как на затейника всего этого эколого-технического беспредела, в своем письме указал, что если на транспортное средство выдано российское ОТТС, то получать СБКТС не нужно: тогда в графу 17 ПТС следует просто вписать данные соответствующего одобрения типа.
Не удовлетворившись витиеватым письмом ФТС, один из автомобилистов отправил на сайт ФТС запрос в порядке консультации, где прямо спрашивал, нужно ли «физикам» СБКТС для получения ПТС или нет, на что получил такой же прямой ответ: физическому лицу ничего этого не нужно!
На этом 2015-й год и закончился: некоторые таможенные посты требовали с «физиков» СБКТС, а некоторые нет. Какие-то требовали только на автомобили (так как для них нужно указывать экологический класс), а на мотоциклы и прицепы — нет. В общем, этим бардаком ФТС лишний раз подтвердила, что Россия — федеративное государство.
Но когда наступил 2016 год бардака не убавилось, а стало еще хуже. Таможня распространила другое письмо, которым дезавуировано то, о чем сама писала в прошлогоднем, и велела всем постам требовать СБКТС со всех «физиков» — несмотря на наличие ОТТС (вопреки письму НАМИ), — в том числе и на прицепы, и на мототехнику.
В ответ на сей жест доброй воли все притаможенные фирмочки, оформляющие Свидетельства, дружно подняли тарифы на свои бесполезные по большому счету бумажки: если раньше ценник для мотоциклов начинался с 6 тыс. рублей, а для машин с 10, то теперь на мотоцикле меньше чем за 10 тыс. и не подъедешь, а на машине — от 15 тыс. и выше. Удивительно, но на технику, ввезенную из Белоруссии, которая с нами в едином Таможенном союзе, тоже требуют подтверждения соответствия Техрегламенту, и при этом СБКТС на такие машины стоит дороже, чем на ввезенные, например, из Евросоюза.
Сейчас одна из жалоб на действия таможни подана в Конституционный суд, и уже ему предстоит дать окончательный ответ, нарушает ФТС Основной закон нашей страны, требуя непредусмотренные законом документы, или ей разрешено это делать.
А-М-D
Понравился пост? Поставь свой Лайк!